Сочинения > Кому на Руси жить хорошо > Что страшней для автора поэмы «Кому на Руси жить хорошо» помещичий деспотизм или добровольное холопство
Что страшней для автора поэмы «Кому на Руси жить хорошо» помещичий деспотизм или добровольное холопство - сочинение




«Кому на Руси жить хорошо» — поэма-эпопея,   центральным образом которой является пореформенная стра­на конца XIX столетия с широкими картинами народной жизни.

Некрасов творил в течение двадцати лет, собирая материал «по словечку», и необычайно хотел изобразить все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к со­жалению, замысел не был завершен — смерть помешала реализации всех идей.    .

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор поднима­ет сложные проблемы: счастья и достоинства человека. Кто достоин жить хорошо? И возможно ли быть богатым, но не самодуром, и бедным, но не рабом? Некрасов пишет гневные строки о баринах-крепостниках. Барин привык быть полновластным царьком в своей вотчине, где все ему «покорствовало»: «Закон — мое желание! Кулак — моя полиция!».

Некрасов пишет о том, что такие безнаказанные баре не готовы себя обслужить, а потому их усадьбы рушатся и разоряются.

С другой стороны, Некрасов осуждает и тех бедня­ков, которые потеряли чувство собственного достоинства, взрастили в себе раба. Яков Верный — холоп пример­ный. Обиженный жестоким помещиком, Яков в отмест­ку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. Дворовый князя Переметьева счастлив, вылизывая та­релки и допивая из рюмок иностранное вино. Слуга Утятина Ипат называет себя рабом недостойным, а барина — князюшкой. Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Некрасов дает понять, что крепостное право калечит людей, делает из них либо подхалимов, либо горьких пьяниц, разбойни­ков, а хуже всего — предателей.

Велик дворянский грех!

Велик, а все не быть ему

Против греха крестьянского.

Грех предателя — самый тяжелый...

Пока существуют господа, нет и не может быть счас­тья крестьянину. Но пока существует низкий человек, готовый к предательству и угодничеству, не сможет под­няться крестьянин с колен, — вот тот вывод, к которому подводит Некрасов читателя поэмы.

Что страшнее: деспотизм барина или холопство раба? Что из этих двух зол хуже? Скорее всего, они взаимосвя­заны и питают друг друга. Барин создает низкого раба, а раб создает бездушного барина.





Поиск
Большая база сочинений для вас открыта всегда

Сохранить себе