Сочинения > Бунин > Любовь на страницах произведений И А Бунина
Любовь на страницах произведений И А Бунина - сочинение




В первой половине двадцатых годов как никогда сильна в творчестве Бунина борь­ба двух начал: жизни и смерти. Противо­поставление смерти писатель видит в любви. Эта тема становится главной для него. По его убеждению, любовь — это прекрасные мгновения, озаряющие жизнь человека. «Любовь не понимает смерти. Любовь есть жизнь» — эти слова Андрея Болконского из «Войны и мира» нашли глубокое отражение в творчестве Ивана Алексеевича Бунина. Он пишет о самом высшем и полном, с его точки зрения, земном счастье.

В двадцатых годах Бунин пишет боль­шой рассказ «Дело корнета Елагина». Ге­рой, влюбленный в актрису, переживает мучительное и сокрушительное чувство. Оно оказывается роковым для обоих и приводит к трагическому исходу.

Обычно первая любовь рассматривает­ся поэтически или же как что-то несерьез­ное, даже легкомысленное. Но Бунин утверждает, что это совсем не так: «Часто эта «первая любовь» сопровождается дра­мами, трагедиями, но совсем никто не ду­мает о том, что как раз в это время пере­живают люди нечто гораздо более глубо­кое, сложное, чем волнения, страдания, обычно называемые обожанием милого существа: переживают, сами того не ве­дая, жуткий расцвет, мучительное раскры­тие, первую мессу пола». Эта «первая месса пола» изменяет до основания внут­ренний мир человека, обостряет его чув­ствительность ко всему вокруг. Каковы же были отношения Елагина и Сосновской? Горячее чувство его наталкивалось на ка­призное и переменчивое настроение ее. Елагин мучительно переживает переходы чувств своей возлюбленной от внезапных проявлений любви к равнодушию, почти безразличию. Герой был близок к само­убийству, метался от отчаяния к взрывам нежности, от ярости к прощению.

Как говорит на суде свидетель Залесский, «она то распаляла его (Елагина), то обдавала холодной водой». Елагину приходилось постоянно страдать от рев­ности, так как Сосновская постоянно была окружена поклонниками.

Очень похожая ситуация описана и в по­вести «Митина любовь», в романе «Жизнь Арсеньева», в рассказе «Сны Чанга». По мнению писателя, страстную любовь и же­стокую ревность вызывают определенного типа женщины, которые являются вопло­щением «типичнейшего женского естест­ва». Их невозможно понять, их души — мя­тущиеся, неустойчивые, как бы «недолепленные»   природой.   Эти женщины  часто страдают и заставляют страдать других. Вот как говорит о них капитан, герой рас­сказа «Сны Чанга»: «Есть, брат, женские ду­ши, которые вечно томятся какой-то пе­чальной жаждой любви и которые от этого самого никогда и никого не любят. Есть та­кие — и как судить их за всю их бессердеч­ность, лживость?.. Кто их разгадает?»

Между тем мужчины с обостренной чувст­вительностью, с развитым воображением отдают свое сердце таким женщинам с той же безоглядностью, с какой впечатлитель­ный, восторженный Елагин пленяется кап­ризной и истеричной Сосновской.

Особое место в творчестве Бунина зани­мает цикл рассказов «Темные аллеи». Кри­тики назвали его «энциклопедией любви». Иван Алексеевич исследует и описывает самые разнообразные оттенки взаимоот­ношений двоих. Это и нежные, возвышен­ные чувства (рассказы «Руся», «Натали»), и бурная страсть («Зойка и Валерия», «Галя Ганская», «Дубки»), и проявление противо­речивых эмоций («Антигона», «Визитные карточки»).

Но в первую очередь Бунина интересует истинная земная любовь, «гармония зем­ли и неба». Такая любовь нечасто встреча­ется в жизни, но испытать ее — огромное, ни с чем не сравнимое счастье. Однако уже давно замечено, что чем сильнее, яр­че и совершеннее любовь, тем скорее ей суждено оборваться. Но оборваться — не значит погибнуть. Это чувство озаряет весь жизненный путь человека.

Так, в рассказе «Темные аллеи» Надежда, владелица «постоялой горницы», через всю жизнь пронесла любовь к барину, когда-то соблазнившему ее. «Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело», «Все проходит, да не все забывается», — говорит она. И барин Николай Алексеевич, когда-то бросивший ее, понимает, что лучшие мгно­вения его жизни связаны с этой женщиной. Но прошлого не вернешь.

В рассказе «Руся» герой двадцать лет не может забыть чудесную девушку, в семье которой он когда-то служил репетитором. Но влюбленным пришлось расстаться, и с тех пор прошло много лет. Герой по­старел, женился, но по-прежнему помнит, как «однажды она промочила в дождь но­ги... и он кинулся разувать и целовать ее мокрые узкие ступни — подобного счастья не было во всей его жизни».

А вот перед нами героиня рассказа «Хо­лодная осень», которая проводила на вой­ну своего жениха холодным осенним вече­ром. Через месяц его убили, но чувство к нему продолжает жить в душе молодой девушки. Ей пришлось много страдать, перенести тяжелые испытания, но на по­роге старости для нее важно другое: «Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все-таки был. И это все, что было в моей жизни — ос­тальное ненужный сон».

Читая бунинские новеллы, обращаешь внимание на то, что он никогда не пишет о счастливой, благополучной любви. Так, погибает от выстрела ревнивого любов­ника единственная женщина, которую по-настоящему полюбил герой рассказа «Ге­нрих», умирает от сердечного приступа Николай Платонович в новелле «В Пари­же», внезапное появление сумасшедшей матери Руси во время ее свидания с лю­бимым навсегда разлучает их, уходит в монастырь героиня «Чистого понедель­ника», умирает от преждевременных ро­дов Натали.

Почему же Бунин никогда не рассказы­вает о счастливой любви, соединяющей влюбленных? Наверное, потому, что со­единение любящих — это уже совсем иные чувства и отношения. Здесь нет мес­та страданиям и боли, но нет и того бла­женства, «зарниц счастья». Поэтому в тот момент, когда история любви идет к сча­стливому завершению, непременно появ­ляются непредвиденные обстоятельства или разражается катастрофа, вплоть до смерти героев. С присущим ему высоким мастерством писатель стремится остано­вить мгновение на высшем взлете чувств.

Еще одной интересной особенностью любви героев является то, 4то они словно избегают даже мысли о браке.

В «Деле корнета Елагина» автор замеча­ет: «Неужели неизвестно, что есть стран­ное свойство всякой сильной и вообще не совсем обычной любви даже как бы избе­гать брака?» Действительно, и Елагин, и Сосновская понимают, что брак между ними невозможен. В рассказе «Качели» герой задает вопрос: «Но какой же я муж?» И получает ответ девушки: «Нет, нет, толь­ко не это». «Пусть будет только то, что есть... Лучше уж не будет», — считает она. Герой новеллы «Таня» с ужасом думает о том, что будет, если он женится на Тане. А между тем только ее он любит по-насто­ящему. Как-то раз Бунин процитировал чьи-то слова о том, что часто легче уме­реть за женщину, чем жить с ней. Видимо, эта точка зрения и нашла отражение в его рассказах о любви. Можно соглашаться с этим, можно не соглашаться. Это не умаляет красоты и прелести бунинских новелл. И неважно, поженились герои или нет. «Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена». Эти слова из книги «Темные аллеи» красной нитью проходят через все творчество Ивана Алексеевича Бунина.





Поиск
Большая база сочинений для вас открыта всегда

Сохранить себе